В рамках месячника по гражданской обороне продолжаем вам знакомить с системой гражданской обороны разных стран мира. И сегодня речь пойдёт о Канаде. Как и во многих других делах в Канаде, ответственность делится между федеральным правительством и правительством провинции. Первый координатор гражданской обороны после второй мировой войны был назначен в октябре 1948 года для наблюдения за работой федеральных, провинциальных и муниципальных властей по планированию государственных бомбоубежищ, продовольствия и медикаментов на случай чрезвычайных ситуаций, а также эвакуации из вероятных целевых районов. В 1959 году правительство Канады передало полномочия по гражданской обороне Организации по чрезвычайным ситуациям (EMO). Большие убежища от радиоактивных осадков, известные как «Дифенбункерс» были построены в сельской местности за пределами крупных городов по всей Канаде в разгар холодной войны, когда возникла угроза межконтинентальных баллистических ракет.
Ответственный за гражданскую оборону в Канаде – министр общественной безопасности. Среди «основных задач» стратегии обороны Канады (под управлением Министерства национальной обороны Канады) — реагирование на террористические атаки и другие кризисы, такие как стихийные бедствия. В гражданской обороне Канады действует единая национальная система оповещения гражданской обороны NSAWS (National Survival Attack Warning System), которая подчинена соответствующим органам NORAD (объединенная оборонительная аэрокосмическая система Канады и США) и вооруженным силам страны по предупреждению и передаче сигналов тревог и степеней боевой готовности.
Кстати, совсем недавно министром обороны Канады стала женщина – Анита Ананд (канадский политик). Она стала второй в истории Канады женщиной — министром обороны. До этого в 1993 году ведомство
Главы муниципальных образований края должны усилить работу по профилактике пожаров, активизировать деятельность административных комиссий по выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновению пожаров. Эти рекомендации были озвучены в ходе селекторного совещания, которое с главами муниципальных образований провел заместитель председателя Правительства Красноярского края Сергей Козупица. Поводом для совещания стала пожароопасная обстановка, сложившаяся в регионе на прошлой неделе. Вице-премьер краевого Правительства подчеркнул, что сухая, теплая и ветреная погода стала причиной загорания сухой растительности сразу в нескольких районах края. На прошедшей неделе подразделения пожарной охраны 62 выезжали на загорания сухой травы. При этом в 9 случаях существовала угроза перехода палов сухой растительности на населённые пункты. Благодаря оперативным действиям сотрудников противопожарной службы удалось избежать перехода огня на жилые дома и дачные строения. Заместитель начальника краевого управления МЧС Андрей Хрулькевич в своем докладе отметил, что наибольшее количество случаев загорания сухой растительности на прошлой неделе зафиксировано в Ачинском, Емельяновском и Канском районах. Общая площадь ландшафтных пожаров составила более 114 га. «Обстановка с пожарами доказывает, что противопожарные мероприятия, направленные на предотвращение ландшафтных пожаров, главами органов местного самоуправления реализованы не в полном объеме», — сказал Андрей Хрулькевич. В заключение заместитель председателя Правительства края обратил особое внимание участников совещания на то, что в регионе начался отопительный сезон, в связи с этим существует риск возникновения пожаров от перекала печей и от использования самодельных электронагревательных приборов. «Главам районов необходимо большое внимание уделить профилактической работе, а также обеспечить эффективное взаимодействие всех структур при реагировании на пожары. Дни с 30 октября по 7 ноября станут для жителей Красноярского края нерабочими, и мы должны сделать всё, чтобы эти дни прошли спокойно, без пожаров», — подчеркнул Сергей Козупица.
По данным ФГБУ «Среднесибирское УГМС», сегодня в центральных районах Красноярского края ожидается очень сильный западный ветер с порывами до 25 м/с. Такие же сильные порывы ветра будут и на юге Туруханского и Эвенкийского районов края.Убедительная просьба жителей края не сжигать в такую погоду мусор при уборке улиц и на своих дачных участках. Во время сильного ветра не парковать машины под рекламными щитами и другими ненадежно прикрепленными конструкциями. Отправляясь в дорогу, учитывайте прогноз погоды, выезжая на автодорогу — соблюдайте скоростной режим и дистанцию. Если вы попали в чрезвычайную ситуацию, и вам нужна помощь пожарных или спасателей – единый номер для вызова всех экстренных служб с мобильного телефона «112», «101».
Рабочая группа специалистов КГКУ «Центр ГО и ЧС Красноярского края»отправилась в южные районы края с целью проверки населенных пунктов, которые подвергались затоплениям во время весеннего паводка. Побывали в Новосёловском районе, в поселке Интикуль. Специалист по гражданской обороне района рассказал представителям краевого ГО и ЧС о проблемных местах в населённом пункте, которые подверглись подтоплениям. Члены рабочей группы, побывав непосредственно на самих местах подтоплений, отметили, что до сих пор значительные участки территорий в Интикуле сохраняются в состоянии подтопления, т.к вода не может уйти из-за преграды в виде насыпи автодороги. Специалист по ГО объяснил, что в местном сельсовете уже разработан план по монтажу находящихся внутри дороги труб и водоотводных каналов по территории поселения. Сегодня рабочая группа совершит поездку в четыре населенных пункта в Минусинском районе, в том числе и в сам город Минусинск.
В рамках месячника по гражданской обороне продолжаем вас знакомить с системой гражданской обороны разных стран мира. И сегодня речь пойдёт о Швейцарии. Гражданская оборона в этой стране была создана в 1934 году, когда были организованы «Войска Пассивной Обороны». Её современная эра началась в 1959 году, когда большинство избирателей проголосовало за включение в конституцию статьи о ГО, парламент одобрил в 1962 федеральный закон о ГО, требующий обязательной службы в ГО от каждого здорового мужчины в возрасте от 20 до 60 лет, не призванного на военную службу, и позволяющий добровольную службу женщинам старше 16. В 1965 году была начата постройка убежищ и основано Федеральное Управление Гражданской Защиты.
Не будучи удовлетворенным адекватностью реакции швейцарской программы ГО на быстро развивающиеся угрозы современной войны, в 1966 Министерство Юстиции и Полиции созвало Комитет по Гражданской Обороне для исследования состояния дел, и, впоследствии, выпустило в 1971 году «Концепцию Гражданской Обороны Швейцарии». Этот документ, одобренный Федеральным Управлением Гражданской Защиты и Парламентом, стал краеугольным камнем ГО Швейцарии и послужил модернизации законов о ГО. Швейцарцы считают, что, даже в условиях ослабления напряженности между накопившими большие запасы оружия Западным и Восточным блоками, «конфликты всегда могут содержать зачатки ядерной войны»… Они считают, что приготовления должны вестись постоянно».
Одним из основных выводов, сделанных в «Концепции-1971…», является акцент на защите населения. Так как переселение было сочтено невозможным, власти сконцентрировали все ресурсы на обеспечении всего населения убежищами и противорадиационными укрытиями, затраты на которые поглотили большую часть бюджета ГО Швейцарии. Швейцария имела неприятный опыт во Вторую Мировую Войну, во время которой ее территория подвергалась бомбовым ударам по ошибке, и прекрасно понимала, что это может повториться, на этот раз – с ядерным оружием.
Доклад 1971 года представил следующие основные принципы швейцарского взгляда на гражданскую оборону:
1. Все жители страны должны быть обеспечены убежищами. 2. Убежища должны обеспечивать пребывание в них в течение нескольких недель.
3. Убежища должны быть простыми, но прочными по конструкции. 5. Население эвакуироваться не будет. 5. Должны быть разнообразные конструкции убежищ, это лучше, чем иметь дело с непредвиденными доработками, влияющими на эффективность любого проекта. 6. Абсолютная защита недостижима, таким образом, убежища должны быть рассчитаны на то, чтобы выдержать избыточное давление ударной волны от 1 до 3 атмосфер и защитить от радиоактивных осадков, но не на то, чтобы выдержать пребывание в эпицентре взрыва. К 1981 году, 75% жителей Швейцарии были обеспечены полностью оборудованными убежищами и 100% были обеспечено, по меньшей мере, временными убежищами. Все убежища предполагались к достройке в 1990-е.
Согласно американскому физику Фримэну Джону Дайсону: «Качество швейцарских убежищ еще более впечатляюще, нежели их количество. Швейцарские убежища представляют собой массивные железобетонные конструкции, встроенные в фундаменты зданий». Согласно швейцарскому Федеральному Управлению Гражданской Защиты, обычно убежище находится в углу подвала, расположенного ниже уровня земли, построено из железобетона, имеет 40-см перекрытия, оснащено вентиляционной системой и противопылевым фильтром. Швейцария разработала несколько конструкций убежищ всех размеров, как частных, так и общественных, а вместе с ними конструкции защищенных командных пунктов и т.п. В 1982 Швейцария завершила постройку 1000 из 2.000 защищенных командных пунктов, 570 из 1.500 складов материалов и оборудования, подземных станций первой помощи и госпиталей.
Гражданская оборона Швейцарии сегодня
Швейцарцы определяют «стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и атаки террористов» как основные опасности, которые угрожают сегодня Швейцарии. Их современное высокотехнологичное общество более уязвимо сейчас, чем когда-либо раньше. Швейцарцы оценивают вероятность чрезвычайной ситуации как высокую. Дополненная и исправленная «Концепция Гражданской Защиты», была принята швейцарским правительством 17 октября 2001 года, и, как и предыдущие концепции, является основой для соответствующего правового регулирования гражданской защиты. «Гражданская защита Швейцарии в настоящее время представляет собой интегрированную систему управления, защиты, спасения и помощи. Пять организационных ведомств, взаимодействующих при выполнении этих задач, полиция, пожарная служба, здравоохранение, технические службы отвечают за свои специфические задачи и обеспечивают взаимную поддержку. Швейцарские власти считают, что объединенное управление обеспечивает скоординированное планирование, подготовку и оперативное командование в случае применения» (цитата с сайта швейцарского посольства).
1 января 2002 года, Федеральный Совет издал новый «Федеральный Закон о Гражданской Защите и Защите и Обеспечении» (BZG). В Швейцарии закон устанавливает обязательную подготовку для «выполнения долга защиты и обеспечения» всех мужчин-швейцарцев в возрасте от 20 до 40 лет, кто подходит по состоянию здоровья для службы защиты и обеспечения (исключая военных и призывников). Женщины в возрасте от 20 лет могут пройти подготовку добровольно. Базовая подготовка включает в себя, как минимум, двух- или трехнедельный курс определенных задач и курсы переподготовки каждый год. «В случае необходимости, призывники защиты и поддержки могут быть призваны для выполнения своих задач в службе защиты и поддержки».
Сегодня в концертном зале «Гранд Холл Сибирь» состоялось торжественное награждение победителей краевого смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда. В числе призёров — КГКУ «Центр ГО и ЧС Красноярского края». Учреждение заняло почетное третье место в номинации «Лучшая организация работы по охране труда среди работодателей Красноярского края» в отрасли экономики «Государственное управление, деятельность общественных организаций».
В конкурсе приняли участие более 165 различных организаций и учреждений со всего Красноярского края. В рамках краевого смотра-конкурса прошел и конкурс детского рисунка «Охрана труда глазами детей», по итогам которого маленьких художников наградили дипломами, а в холле была организована выставка детских работ. Ребятишки в ярких красочных рисунках изобразили сферу по охране труда и её специалистов. Как выяснилось, многие из принявших участие в художественном состязании, не смотря на свой молодой возраст, готовы стать частью организаций, в которых по-настоящему, как, например, в краевом ГО и ЧС, заботятся о своих работниках. Ведь как отметил в своем выступлении руководитель Агентства труда и занятости Виктор Новиков: «Люди должны работать в безопасных условиях труда».
«Получение награды было очень приятно, но и волнительно, — говорит специалист по охране труда КГКУ «Центр ГО и ЧСКрасноярского края» Татьяна Рябцева, — будем стараться держать «марку» и создавать более комфортные условия труда в нашем Учреждении».
В рамках гражданской обороны мы продолжаем знакомить вас с системой гражданской обороны в разных странах мира. Сегодня расскажем об Италии. История Гражданской защиты впервые получила правовую основу в Италии в 1925 году. В то время за это отвечали Министерство общественных работ и учреждения здравоохранения. Реформа 1970 года мало что изменила в довольно импровизированной системе гражданской защиты, как показали землетрясения во Фриули в 1976 году и в Ирпении в 1980 году. Строительство сегодняшней системы гражданской защиты началось в 1982 году, сначала в собственном министерстве, затем в министерстве внутренних дел. Dipartimento делла Protezione Civile была создана там в дополнение к отделу по борьбе с пожарами и гражданской обороны. Это управление перешло в ведение премьер-министра после принятия Закона о гражданской защите 1992 года. С тех пор итальянская гражданская оборона превратилась в современную и эффективную организацию гражданской защиты. Большую роль в этом играют бесчисленные добровольные помощники из неправительственных организаций, которые систематически привлекаются государством к гражданской защите.
В 2013 году Национальное управление гражданской защиты выдало свой противопожарный самолет Canadair CL-415 от итальянской пожарной службы. Гражданская защита в Италии работает по принципу субсидиарности. Гражданская оборона несет основную ответственность за использование ресурсов других организаций, но почти все региональные органы власти также имеют свою собственную гражданскую оборону, включая технические подразделения и оперативные группы, которые можно быстро мобилизовать для спасения, лечения и кормления жертв стихийных бедствий. На национальном уровне Канцелярия премьер — министра имеет в Dipartimento делла Protezione Civile отдел. От имени премьер-министра он составляет национальный план гражданской защиты и определяет общие руководящие принципы для подчиненных местных органов власти. Кроме того, здесь находится национальный центр операций гражданской обороны с мобильным модулем. Регионы несут ответственность за региональную профилактику и руководящие принципы для подчиненных провинций. Кроме того, они контролируют сотрудничество волонтеров гражданской обороны. На этом уровне находится Centro Operativo Regionale, который служит операционным центром президента региона. Области составляют свои планы действий в чрезвычайных ситуациях на основе региональных спецификаций. Оперативные центры на провинциальном уровне (Centro Coordinamento dei Soccorsi) подчиняются префектам. Префекты следят за тем, чтобы национальные организации соответствовали планам и мерам местных властей. В автономных регионах и провинциях действуют разные правила. Мэры муниципалитетов составляют свои муниципальные планы профилактики и действий на основе требований регионов и провинций и руководят муниципальными центрами контроля. Они планируют общественные ресурсы и местные волонтерские организации и используют их в качестве первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Организации, участвующие в гражданской защите Италии: пожарные части, лесная охрана автономных округов, Национальное спасение гор и пещер, Красный Крест Италии и другие региональные и местные службы экстренной помощи, итальянские вооруженные силы, полиция, Национальный исследовательский совет, другие исследовательские институты и университеты, Национальный институт геофизики и вулканологии, Национальная служба здравоохранения, организации, насчитывающие более миллиона волонтеров гражданской обороны.
В этом году в крае закуплено более 17,5 тысячи датчиков дымоизвещения. Получить такую бесплатную услугу в регионе могут многодетные семьи и семьи с детьми, находящимся в социально опасном положении с 2013 года. С 2020 года по инициативе Губернатора Александра Усса системы пожарооповещения предоставляется и семьям, в которых проживают дети-инвалиды. За прошедшие годы приобретена почти 91 тысяча датчиков, и жизнь 41 тысячи семей стала безопасней. Благодаря громким звуковым сигналам, которые система издает при малейшем задымлении, в домах, в которых были установлены извещатели и где родители не оставляли детей без присмотра, удалось избежать трагедий. Большую часть дымоизвещателей уже передали в семьи. Приборы достаточно закрепить на любой открытой поверхности, например, стене или потолке. Главное – следить за рабочим состоянием батареек. Для получения дымоизвещателей семьям нужно подать заявление и пакет документов в территориальное отделение соцзащиты по месту жительства или в многофункциональный центр. Также установка сигнальных датчиков может быть рекомендована родителям по итогам профилактических рейдов. Во время таких проверок специалисты контролируют правильное использование выданных сигнальных датчиков, их рабочее состояние.
По данным ФГБУ «среднесибирское УГМС», сегодня ночью на юге Таймырского района прогнозируется очень сильный ветер с порывами до 20 метров в секунду, местами до 27 метров в секунду, а также метель. В связи с этим просим жителей района соблюдать осторожность: следует закрыть в доме все окна и форточки, по возможности не пользоваться лифтом, так как метеоусловия могут привести к авариям на электросетях. Также без необходимости не следует покидать помещение. Если сильный ветер застал вас на улице, постарайтесь зайти в подъезд, магазин или другое здание. Не пережидайте непогоду около стен домов, на остановках общественного транспорта, а также рядом с деревьями и рекламными щитами. Автомобилистам также стоит быть внимательными, особенно во время метели. Соблюдайте скоростной режим и безопасную дистанцию.
При получении предупреждения о сильной метели необходимо подготовиться к возможному отключению электроэнергии. Подготовить двухсуточный запас воды, пищи, медикаментов, средств автономного освещения (фонари, свечи). Убрать с балконов и подоконников вещи, которые могут быть захвачены воздушным потоком. Подготовить инструмент для уборки снега.
При возникновении происшествий звоните по телефонам 101 или 112.
Продолжаем знакомить вас с системой гражданской обороны других стран мира. И сегодня речь пойдет о Швеции. В последние годы в Швеции большое внимание уделяется мобилизационной подготовке гражданского сектора страны к войне. Гражданская оборона является составной частью всеобщей обороны Швеции, которая, как подчёркивалось в королевском указе от 29 мая 1972 года, «должна строиться на основе участия в её мероприятиях всего дееспособного населения страны». Первый закон о гражданской обороне Швеции был принят в 1948 году. В соответствии с ним ответственность за гражданскую оборону возлагалась на правительство, а проводимые мероприятия финансировались из государственного бюджета. В дальнейшем этот закон неоднократно дополнялся и корректировался, а в 1960 году он был заменён новым законом № 74, действующим по настоящее время. В системе шведской гражданской обороны созданы специальные службы: управления, аварийно-спасательная, противопожарная, медико-санитарная, охраны порядка и другие.Предусмотрено также создание обычных с лёгким спасательным оборудованием и тяжёлых со специальной техникой аварийно-спасательных отделений по восемь человек. Шесть обычных и одно тяжёлое аварийно-спасательное отделение сводится в аварийно-спасательный взвод.
Общее руководство гражданской обороной страны осуществляет министр обороны через переданное ему в 1967 году из состава министерства внутренних дел управление гражданской обороны, начальник которого одновременно является начальником (генеральным директором) гражданской обороны страны. Он же возглавляет национальный совет по гражданской обороне, все семь членов которого назначаются лично королём. В состав управления входит штаб, секретариат и пять бюро (общего планирования, материально-технического обеспечения, административное, техническое, подготовки личного состава).
Вся территория Швеции разделена на шесть округов гражданской обороны (Восточный, Южный, Западный, Бергслагенский, Нижненорландский и Верхненорландский), совпадающих с военными округами. По своему предназначению и выполняемым функциям гражданская оборона Швеции подразделяется на общую и частную. Первая организуется в ленах, городских и сельских общинах. Вторая охватывает промышленные и некоторые другие объекты, территориально не входящие в состав общин. В свою очередь общая гражданская оборона делится на местную — в участках, муниципалитетах и общинах и на региональную — в округах и районах гражданской обороны.
В военное время противопожарная служба будет организована на базе местных пожарных команд. В крупных городах планируется формирование противопожарных рот, в остальных населённых пунктах — противопожарных взводов и групп.
Медико-санитарная служба будет развёртываться на базе местных медицинских учреждений. Служба противоатомной и противохимической защиты включает специализированные группы, обеспечивающие работу командных пунктов районов и подрайонов гражданской обороны, а также группы радиационной, химической и бактериологической разведки и отделения санитарной обработки. В системе региональной обороны Швеции создан 21 медико-санитарный взвод, предназначенный для медицинского обследования и санитарной обработки населения, в том числе дегазации и дезактивации. Каждый взвод состоит из группы управления в составе трёх человек, двух санитарных и технического отделения и группы носильщиков.
К настоящему времени создано 20 подвижных аварийно-спасательных колонн, которые закреплены, как правило, за наиболее крупными городами страны. Так, для действий в районе Стокгольма предназначены пять колонн, Гётеборга — три, Мальмё — две, в других крупных городах — по одной колонне. Каждая колонна состоит из двух аварийно-спасательных рот, противопожарного взвода, ремонтно-хозяйственного взвода, секции обеспечения движения.
В распоряжении региональной гражданской обороны имеются также 28 авиационных групп, которые формируются совместно с центральным аэроклубом Швеции за счёт добровольцев Они предназначены для рекогносцировки, химической и радиационной разведки, обеспечения связи, а также транспортных перевозок. В состав каждой группы входит восемь лёгких самолётов и 28 человек лётно-технического персонала.
Существующее в Швеции законодательство по вопросам гражданской обороны предусматривает активное взаимодействие органов гражданской обороны и вооружённых сил. Так формирования гражданской обороны обязаны оказывать помощь вооружённым силам в восстановлении и содержании путей сообщения и линий связи, в уходе за ранеными, проведении аварийно-спасательных работ на военных объектах и несении караульной службы в тыловых районах. В свою очередь регулярные войска, не занятые выполнением боевых задач, будут привлекаться к мероприятиям, проводимым по линии гражданской обороны. В основном, это будет относиться к личному составу и технике инженерно-сапёрных частей и подразделений, подразделений связи, медицинской службы, военной полиции и т. д. Вопросы взаимодействия гражданской обороны и вооружённых сил постоянно отрабатываются в ходе войсковых и командно-штабных учений.
Подготовка во вопросам гражданской обороны личного состава и населения
На частных предприятиях и в учреждениях (число работающих 100 и более человек) за счёт их владельцев организуется и осуществляется частная гражданская оборона. На наиболее крупных предприятиях предусматривается создание всех служб гражданской обороны: управления, аварийно-спасательной, противопожарной, медико-санитарной, противоатомной и противохимической защиты, охраны и поддержания порядка, а на мелких предприятиях и в учреждениях — только отдельных служб, например противопожарной или охраны. Подготовка личного состава для формирований гражданской обороны осуществляется в различных учебных центрах и на курсах. Подготовкой высшего командного состава органов гражданской обороны и личного состава аварийно-спасательных колонн занимается центральная школа гражданской обороны в г.Русерсберг. Функционирует также несколько региональных школ, готовящих средний командный состав и специалистов для различных служб гражданской обороны. Обучение добровольцев для местных органов гражданской обороны проводится на областных курсах, как в дневное, так и в вечернее время. Подготовка населения по вопросам гражданской обороны осуществляется также различным: добровольными организациями, в частности лигой гражданской обороны, шведским Красным Крестом, ассоциацией по защите от пожаров и другими.
Система оповещения
Система оповещения населения Швеции о воздушном нападении охватывает всю страну и находится в постоянной готовности. Сигналы тревоги передаются службе управления района гражданской обороны от оперативного центра соответствующего сектора ПВО страны. Повышение надёжности системы обеспечивается дублированием сигналов по системе связи полиции. Основным средством доведения сигналов тревоги до населения, кроме радио и телевидения, являются сирены, установленные во всех населённых пунктах. Регулярно проводимые учения и проверки систем оповещения показывают, что доведение сигналов тревоги до населения осуществляется через 3-5 мин с момента поступления сигнала от оперативного центра сектора ПВО. Для сбора данных о радиационной обстановке предназначены стационарные и подвижные посты дозиметрического контроля, размещённые в различных районах страны. Они обеспечивают информацией одновременно командование вооружённых сил и руководство гражданской обороны. В штабе каждого района гражданской обороны имеется специальная группа для обработки получаемых с этих постов данных и сведений службы погоды. Информация о радиационной обстановке передаётся соответствующем органам.
Защитные сооружения
В системе гражданской обороны Швеции важное значение придаётся вопросам создания широкой сети защитных сооружений для укрытия населения страны в случае вооружённого конфликта. Имеющиеся и строящиеся в городах убежища, по мнению руководства, предназначены для укрытия населения до принятия решения об эвакуации, а также для более продолжительного пребывания в них определённых контингентов населения, предназначенных для обеспечения нормальной деятельности жизненно важных служб, учреждений, предприятий и проведения аварийно-спасательных работ. Убежища и укрытия по принципу использования делятся на общественные и частные, а по конструкции — на стандартные и скальные. Наиболее распространены так называемые стандартные убежища на предприятиях, в учреждениях и частных домах. Они рассчитаны на защиту от ударной волны с избыточным давлением 0,5—1 кгс/кв. см и радиоактивных осадков. Такие убежища строятся на средства владельцев зданий, предприятий и фирм в соответствии с технической документацией, предоставляемой управлением гражданской обороны. Всего в стране, по данным иностранной печати, имеется около 50 тыс. стандартных убежищ общей ёмкостью около 5 млн. мест. Ежегодно число мест в убежищах и укрытиях увеличивается приблизительно на 200 тысяч.
Помимо стандартных, в наиболее крупных городах Швеции созданы 15 убежищ скального типа, из них четыре в районе Большого Стокгольма, общей вместимостью около 100 тыс. человек. Эти убежища, вырубленные в скальных породах на глубине 15—20 м, могут выдерживать избыточное давление до 10 кгс/кв. см. Большая часть этих сооружений в мирное время используется под склады, гаражи, мастерские, кинотеатры, кафе. Так, например, одно из крупнейших в мире убежищ «Катарина» в г. Стокгольм приспособлено под гараж на 550 автомобилей и несколько складских помещений, убежище «Мариабергет» в г.Вестерос — под гимнастический зал, клуб, тир, автомастерские и склад. В иностранной печати отмечается, что в связи с этим для приведения в готовность подобных убежищ требуется 48 ч, что почти в два раза больше, чем подготовка стандартных. Управление гражданской обороны при разработке планов эвакуации исходит из того, что Швеция в отличие от большинства европейских стран располагает значительными возможностями для рассредоточения населения благодаря хорошо развитым коммуникациям, низкой плотности населения и сравнительно большим возможностям для расквартирования.
Просветительская деятельность
Правительство и управление гражданской обороны Швеции широко развернули в стране пропагандистскую работу, используя самые различные средства массовой информации. Массовыми тиражами издаются брошюры и памятки для населения. В стране публикуется журнал «Гражданская оборона», систематически организуются выставки и демонстрируются специальные кинофильмы. Работу в этом направлении среди населения проводят также местные отделения лиги гражданской обороны и шведского Красного Креста.