logo

КГКУ «Центр ГО и ЧС»

Краевое государственное казенное учреждение
«Центр обеспечения реализации полномочий в областях
гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Красноярского края»

 660011, г.Красноярск, ул.Лесная, 2а/18
 (391) 2908-305
 kgburmr@yandex.ru
 Как нас найти
 Обратная связь
 Оперативная служба (391) 2908-502
 Пресс-служба (391) 2908-351

Система гражданской обороны в разных странах мира: Швейцария

В рамках месячника по гражданской обороне продолжаем вас знакомить с системой гражданской обороны разных стран мира. И сегодня речь пойдёт о Швейцарии. Гражданская оборона в этой стране была создана в 1934 году, когда были организованы «Войска Пассивной Обороны». Её современная эра началась в 1959 году, когда большинство избирателей проголосовало за включение в конституцию статьи о ГО, парламент одобрил в 1962 федеральный закон о ГО, требующий обязательной службы в ГО от каждого здорового мужчины в возрасте от 20 до 60 лет, не призванного на военную службу, и позволяющий добровольную службу женщинам старше 16. В 1965 году была начата постройка убежищ и основано Федеральное Управление Гражданской Защиты.

Не будучи удовлетворенным адекватностью реакции швейцарской программы ГО на быстро развивающиеся угрозы современной войны, в 1966 Министерство Юстиции и Полиции созвало Комитет по Гражданской Обороне для исследования состояния дел, и, впоследствии, выпустило в 1971 году «Концепцию Гражданской Обороны Швейцарии». Этот документ, одобренный Федеральным Управлением Гражданской Защиты и Парламентом, стал краеугольным камнем ГО Швейцарии и послужил модернизации законов о ГО. Швейцарцы считают, что, даже в условиях ослабления напряженности между накопившими большие запасы оружия Западным и Восточным блоками, «конфликты всегда могут содержать зачатки ядерной войны»… Они считают, что приготовления должны вестись постоянно».

Одним из основных выводов, сделанных в «Концепции-1971…», является акцент на защите населения. Так как переселение было сочтено невозможным, власти сконцентрировали все ресурсы на обеспечении всего населения убежищами и противорадиационными укрытиями, затраты на которые поглотили большую часть бюджета ГО Швейцарии. Швейцария имела неприятный опыт во Вторую Мировую Войну, во время которой ее территория подвергалась бомбовым ударам по ошибке, и прекрасно понимала, что это может повториться, на этот раз – с ядерным оружием.

Доклад 1971 года представил следующие основные принципы швейцарского взгляда на гражданскую оборону:

1. Все жители страны должны быть обеспечены убежищами.
2.  Убежища должны обеспечивать пребывание в них в течение нескольких недель.

3. Убежища должны быть простыми, но прочными по конструкции.
5. Население эвакуироваться не будет.
5. Должны быть разнообразные конструкции убежищ, это лучше, чем иметь дело с непредвиденными доработками, влияющими на эффективность любого проекта.
6. Абсолютная защита недостижима, таким образом, убежища должны быть рассчитаны на то, чтобы выдержать избыточное давление ударной волны от 1 до 3 атмосфер и защитить от радиоактивных осадков, но не на то, чтобы выдержать пребывание в эпицентре взрыва.
К 1981 году, 75% жителей Швейцарии были обеспечены полностью оборудованными убежищами и 100% были обеспечено, по меньшей мере, временными убежищами. Все убежища предполагались к достройке в 1990-е.

Согласно американскому физику Фримэну Джону Дайсону: «Качество швейцарских убежищ еще более впечатляюще, нежели их количество. Швейцарские убежища представляют собой массивные железобетонные конструкции, встроенные в фундаменты зданий». Согласно швейцарскому Федеральному Управлению Гражданской Защиты, обычно убежище находится в углу подвала, расположенного ниже уровня земли, построено из железобетона, имеет 40-см перекрытия, оснащено вентиляционной системой и противопылевым фильтром. Швейцария разработала несколько конструкций убежищ всех размеров, как частных, так и общественных, а вместе с ними конструкции защищенных командных пунктов и т.п. В 1982 Швейцария завершила постройку 1000 из 2.000 защищенных командных пунктов, 570 из 1.500 складов материалов и оборудования, подземных станций первой помощи и госпиталей.

Гражданская оборона Швейцарии сегодня

Швейцарцы определяют «стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и атаки террористов» как основные опасности, которые угрожают сегодня Швейцарии. Их современное высокотехнологичное общество более уязвимо сейчас, чем когда-либо раньше. Швейцарцы оценивают вероятность чрезвычайной ситуации как высокую. Дополненная и исправленная «Концепция Гражданской Защиты», была принята швейцарским правительством 17 октября 2001 года, и, как и предыдущие концепции, является основой для соответствующего правового регулирования гражданской защиты. «Гражданская защита Швейцарии в настоящее время представляет собой интегрированную систему управления, защиты, спасения и помощи. Пять организационных ведомств, взаимодействующих при выполнении этих задач, полиция, пожарная служба, здравоохранение, технические службы отвечают за свои специфические задачи и обеспечивают взаимную поддержку. Швейцарские власти считают, что объединенное управление обеспечивает скоординированное планирование, подготовку и оперативное командование в случае применения» (цитата с сайта швейцарского посольства).

1 января 2002 года, Федеральный Совет издал новый «Федеральный Закон о Гражданской Защите и Защите и Обеспечении» (BZG). В Швейцарии закон устанавливает обязательную подготовку для «выполнения долга защиты и обеспечения» всех мужчин-швейцарцев в возрасте от 20 до 40 лет, кто подходит по состоянию здоровья для службы защиты и обеспечения (исключая военных и призывников). Женщины в возрасте от 20 лет могут пройти подготовку добровольно. Базовая подготовка включает в себя, как минимум, двух- или трехнедельный курс определенных задач и курсы переподготовки каждый год. «В случае необходимости, призывники защиты и поддержки могут быть призваны для выполнения своих задач в службе защиты и поддержки».