Новости

Система гражданской обороны в разных странах мира: Германия.

В рамках месячника по гражданской обороне продолжаем знакомить вас с системой гражданской обороны разных стран мира. И сегодня речь пойдёт о Германии. Среди европейских стран — Федеративная Республика Германии располагает наиболее развитой и всеобъемлющей системой гражданской обороны. Военно-политическое руководство ФРГ рассматривает её как составную часть общих военных мероприятий по подготовке страны к войне с применением ракетно-ядерного оружия и других средств массового поражения. В «Белой книге по вопросам гражданской обороны ФРГ», опубликованной министерством внутренних дел в 1972 году, подчёркивается, что «действенность политики устрашения обеспечивается как военной боеготовностью, так и соответствующими усилиями в области гражданской обороны». В ФРГ ГО получила своё правовое оформление в октябре 1957 года, когда был принят «Первый закон о мероприятиях по защите гражданского населения». Однако осуществление мероприятий в области гражданской обороны практически началось с момента образования Федеративной Республики Германии (сентябрь 1949 года). В июле 1955 года правительство ФРГ одобрило «Временную программу противовоздушной обороны», которая впоследствии легла в основу первого закона о гражданской обороне. Эта программа была составлена с учётом опыта второй мировой войны, новых средств вооружённой борьбы и систем ГО в других странах. В ней, в частности, отмечалось, что в основу всех мероприятий в области гражданской обороны должно быть положено, прежде всего, строительство достаточного количества защитных сооружений, а также хорошо организованная самозащита населения. В программу входили также подготовка населения к защите от возможного воздушного нападения вероятного противника; создание эффективной службы предупреждения и оповещения ПВО в условиях применения современных видов оружия; создание, оснащение и обучение органов вспомогательной службы ПВО; накопление запасов медикаментов для населения на случай войны.

Важное место в системе гражданской обороны отводится вопросу взаимодействия с вооружёнными силами и оказания им необходимой помощи. По мнению западногерманских военных специалистов, вооружённые силы смогут выполнить свои задачи лишь в том случае, если органы гражданской обороны будут содействовать повышению их боеспособности и обеспечивать им оперативную свободу действий. В Белой книге прямо указывается, что «большинство мероприятии гражданской обороны проводится непосредственно в интересах вооружённых сил страны». В случае военного конфликта вооружённым силам потребуется дополнительный контингент личного состава и материально-технические средства (продовольствие, горюче-смазочные материалы, запасные части, транспортные средства и т. п.). Органы гражданской обороны, по мнению специалистов бундесвера, могут оказать помощь вооружённым силам по учёту, отбору и выделению людских ресурсов и материальных средств. В мирное время взаимодействие этих органов с вооружёнными силами страны отрабатывается в ходе совместно проводимых учений.


Руководство органами гражданской обороны ФРГ осуществляется по административно-территориальному принципу. Практически каждая из десяти земель страны является округом ГО. Под непосредственным руководством и контролем управления гражданской обороны в ФРГ функционирует ряд организаций и добровольных обществ и союзов, самым тесным образом связанных с прямым выполнением задач по гражданской обороне. К ним прежде всего относятся: федеральное управление защиты гражданского населения, добровольная организация — техническая вспомогательная служба (ТВС), федеральный союз самозащиты, добровольное общество пожарной охраны, Общество Красного Креста и другие.

Федеральное управление защиты гражданского населения создано и подчинено федеральному министру внутренних дел в декабре 1958 года с местом пребывания в г. Бад-Годесберг (земля Северный Рейн-Вестфалия). В тесном контакте с федеральным управлением защиты гражданского населения работает техническая вспомогательная служба, созданная в 1953 году для ведения работ по защите от катастроф и стихийных бедствий. Служба комплектуется в основном из добровольцев.
Высшим органом федерального союза самозащиты является главное федеральное бюро в Кёльне, которому подчинены десять земельных бюро. Союз, по данным западногерманской печати, имеет 396 бюро, из них 135 возглавляются штатными работниками, остальные 261 —добровольцами-общественниками, которым оказывают помощь в работе штатные работники союза.
В общинах, где нет бюро союза самозащиты, имеются уполномоченные союза.
Для подготовки высшего звена руководящих работников союза имеется федеральная школа. Кроме того, пять земельных бюро (Бавария, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн) располагают своими школами, которые осуществляют подготовку членов союза всех земель. В распоряжении этих бюро находятся передвижные учебные пункты и школы, а также выставки по вопросам организации защиты населения.

Система оповещения и предупреждения. Эта система начала создаваться в 1955 году после одобрения федеральным правительством её предварительной программы и получила своё окончательное оформление в 1957 году с принятием первого закона об организации ГО. Территория ФРГ разделена на десять округов оповещения. Каждый округ имеет свой центр оповещения. Центры оповещения оборудованы в защитных подземных сооружениях, которые размещаются за пределами крупных населённых пунктов и других вероятных объектов — целей ядерного удара. Они снабжены необходимыми средствами жизнеобеспечения (фильтровентиляционным оборудованием, источниками электроэнергии, средствами связи), а также достаточными запасами продовольствия и медикаментов для поддержания их деятельности в автономном режиме в течение длительного времени. Для оценки радиационной, биологической и химической обстановки на территории каждого округа оповещения создано четыре-пять пунктов сбора и обработки данных. Основным средством предупреждения населения служат сирены пневматического и электрического действия. По сведениям иностранной печати, на территории ФРГ в сети оповещения к настоящему времени установлено свыше 60 тыс. сирен (из них более 220 повышенной мощности), которые размещаются на крышах домов и специально сооружённых для них мачтах (вышках). Их общее количество планируется довести до 82 тыс., среди них около 500 повышенной мощности. В случае крайней необходимости начальник центра оповещения для объявления тревоги может использовать радиосеть.  

Основным средством защиты населения в системе гражданской обороны считаются противорадиационные укрытия и убежища с «усиленной степенью защиты». Любые другие мероприятия, как отмечается в Белой книге, не смогут заменить этих защитных мер по сокращению людских потерь. Создание системы защитных сооружений для населения осуществляется по двум направлениям: строительство частных укрытий и сооружение общественных убежищ.
Возведение убежищ с полной степенью защиты, по мнению западногерманских специалистов, является нецелесообразным прежде всего по финансовым соображениям, поскольку для их строительства требуются значительные средства. Так называемые сооружения двойного назначения — соответствующим образом оборудованные подземные гаражи, станции метрополитена и другие подобные сооружения — в мирное время используются по своему прямому назначению, а в военное время будут служить укрытиями для гражданского населения. Происходит реконструкция бомбоубежищ, оставшихся после второй мировой войны.

Обучение и пропаганд. Закон обязывает владельцев предприятий, рабочих и служащих принимать меры коллективной самозащиты на предприятиях. Законом предусматривается обязательное обучение всех лиц, участвующих в службе самозащиты: в жилых районах при начальном обучении — 10 ч, при повторном (через три года) — по 5 ч в год; на предприятиях дополнительно — 10 ч; для подразделений самозащиты — до 50 ч. Кроме того, в жилых районах и на предприятиях в нерабочее время проводятся учения по самозащите (5 ч в год). Лица, принимающие участие в мероприятиях по самозащите, освобождаются на этот период от работы (службы) с полным сохранением зарплаты по месту работы.
В пропаганде гражданской обороны среди населения ведущее место отводится прессе, радио и телевидению. В западногерманских газетах подробно освещается деятельность организаций и союзов в системе гражданской обороны, публикуются статьи и выступления представителей федерального правительства и местных властей, печатаются объявления о проведении различных выставок и семинаров по вопросам гражданской обороны.


Итоги рабочей поездки в южные районы края

Рабочая группа КГКУ «Центр ГО и ЧС Красноярского края» вернулась из поездки в южные районы края. Специалисты по гражданской обороне побывали в Курагинском и Каратузском районах. Там они провели проверку действий сельских администраций по устранению последствий паводка 2021 года, осмотрели дороги местного значения, где во время весеннего половодья происходил розлив дорожного полотна, а также гидротехнические сооружения. В частности, в Курагинском районе  необходимо провести берегоукрепительные мероприятия у всех дамб и увеличить количество водопропускных каналов, а в Каратузском районе в п.Сайгаском закончить реконструкцию чаши водопропускного сооружения в теле дамбы, которая находится на местном озере, и ее пропускной системы, чтобы во время весеннего паводка вода ушла стороной, а не подтопила проезжую дорогу, как это произошло  в этом году.

«Стоит отметить, что главами поселковых администраций уже сейчас ведется работа по подготовке к предстоящему паводку: это и прокладка труб, и прочистка водопропускных колодцев, и отсыпка дорог и многое другое, – говорит ведущий специалист ГО Юрий Авлохов. – Такая подготовка, которая начата заранее, позволит облегчить пропуск предстоящих паводковых вод в районах и тем самым минимизировать последствия от предстоящего весеннего половодья».

«Главы поселковых администраций уже в силу своего опыта знают особенности каждого водного объекта, находящегося на их территории, – добавляет ведущий специалист ГО Екатерина Марченко, – где произошло изменения русла, намыв островов и так далее. Очень много ими уже сделано: и ограждения, и отсыпка дорог, и отсыпка откосов. Тем более что, например, в Каратузском районе много пониженных участков местности и песочной почвы, что увеличивает риск ежегодных обвалов почвы береговых откосов. Однако, по словам представителей местной администрации, в министерстве экологии Красноярского края утверждают, что, хотя в том же поселке Сагайском до жилых домов не более 500 метров, угрозы подтопления там не существует. Мы, в свою очередь, считаем, что риск подтопления в данном населенном пункте существует, особенно при «дружной» весне». 

Система гражданской обороны в разных странах мира: Великобритания

В рамках м есячника по гражданской обороне продолжаем вас знакомить с системой гражданскойобороны разных стран мира. И в этот раз расскажем про Великобританию. Если СССР создало местную противоздушную оборону в 1932 году, то Великобритания пошла на аналогичный шаг только в 1935 году, данные действия стали ответом на денонсацию Германией условий Версальского мирного договора и создания сильных ВВС.

В декабре 1937 года был принят Закон, установивший требования о создании с 1 января 1938 года местными властями функциональных подразделений отвечавших за подготовку и исполнение мероприятий направленных на защиту населения от воздушных ударов. Одновременно с указанными мероприятиями в 1938 году были проведены расчеты возможных потерь среди гражданского населения Великобритании в случае войны с Германией. Исследования показали, что потери от авиационных ударов могут  достигать до 500 тысяч человек.  В связи с этим, после вступления Англии в войну были осуществлены эвакуационные мероприятия, так только из Лондона, к 1940 году были эвакуированы больше 100 тысяч детей.

3 сентября 1939 года на основе подразделений местных органов власти была сформирована «Общая служба гражданской обороны», включающая, в том числе и добровольцев, число которых к концу 1939 достигло 1900000 человек, в возрасте от 15 до 70 лет. Было организовано их соответствующее специальное обучение по тушению пожаров и оказанию медицинской помощи. Специальная подготовка руководителей и должностных гражданской обороны,  в отличие от СССР, не проводилась.

Для реализации поставленных задач Великобритания была разделена на 12 равноправных центров управления «Общей службы гражданской обороны».

Руководство «Общей службы гражданской обороны» регионов осуществляли «Чрезвычайными комитетами».

Вопросами оказания медицинской помощи и тушения пожаров и разборов разрушенных строений занимались муниципальные подразделения пожарной охраны, медицинских учреждений и строительных организаций.

Таким образом, гражданская оборона Великобритании в рассматриваемый период  находилась в процессе своего становления. Всего в годы Второй Мировой войны в Англии от авиаударов погибло около 40000 граждан, половина из них — в Лондоне.

2 мая 1945 года Служба гражданской обороны была расформирована. 10 июня 1945 года перед Его Величеством королем Георгом VI в Гайд-парке в Лондоне прошел прощальный парад с участием представителей всех служб гражданской обороны со всей Великобритании. Многие обязанности службы были позже возрождены в составе Корпуса гражданской обороны в 1949 году. Корпус гражданской обороны (CDC) был гражданской добровольческой организацией, созданной в Великобритании в 1949 году для мобилизации и взятия под контроль пострадавшего района после крупной национальной чрезвычайной ситуации, которая в основном рассматривалась как ядерная атака времен холодной войны. К марту 1956 года в Корпусе гражданской обороны насчитывалось 330 000 человек.  Он был ликвидирован в 1968 году, хотя два Корпуса гражданской обороны все еще действуют на Британских островах.

Служба гражданской обороны была гражданской добровольческой организацией в Великобритании во время второй мировой войны. Основанная Министерством внутренних дел в 1935 году как служба предупреждения воздушных налетов (ARP), ее название было официально изменено на Службу гражданской обороны (CD) в 1941 году. Служба гражданской обороны включала в себя Службу надзирателей ARP, а также пожарных (первоначально Вспомогательная пожарная служба (AFS) и в последнее время Национальная противопожарная служба (NFS), пожарные охранники (позже Пожарная охрана), служба спасения, медпункт и группы носилок

Организация гражданской обороны была обязанностью каждого местного органа власти. Добровольцы были отнесены к разным подразделениям в зависимости от опыта или подготовки. Каждая местная служба гражданской обороны была разделена на несколько отделений:

– Надзиратели отвечали за местную разведку и отчетность, а также за руководство, организацию, руководство и контроль над населением.

– Спасательные группы должны были оценить и затем получить доступ к зданиям, поврежденным во время воздушных налетов, и вывести раненых или погибших людей. Кроме того, они отключали газ, электричество и воду, а также ремонтировали или сносили неустойчивые здания.

– Медицинские услуги включали группы скорой помощи, которые оказывали медицинскую помощь на месте. Более серьезные травмы были переданы медпунктам на носилках и местным больницам силами скорой помощи. При необходимости тела можно было отправить в аварийные морги.

– Команды газовой дезактивации были оснащены газонепроницаемой и водонепроницаемой защитной одеждой и должны были справиться с любыми газовыми атаками. Их обучали обеззараживать здания, дороги, железные дороги и другие материалы, загрязненные жидкими или желеобразными газами.

– Report and Control имели дело с потоком информации, который будет генерироваться во время авианалета. В местном штабе будет диспетчер, который будет направлять бригады спасателей, первой помощи и дезактивации к местам заявленных бомбардировок. Если местные службы будут сочтены недостаточными для устранения инцидента, диспетчер может запросить помощь в близлежащих районах.

– Пожарная охрана отвечала за обозначенную территорию / здание и должна была следить за падением зажигательных бомб и передавать новости о любых пожарах в NFS. Они могли справиться с индивидуальной зажигательной бомбой из магниевых электронов, окунув их в ведра с песком, водой или задушив.

Изначально, в начале войны, у членов ARP не было узнаваемой униформы. Они носили гражданскую одежду, но им выдавали каски, нарукавные повязки и противогазы. Первый выпуск униформы в октябре 1939 года был в виде тяжелого хлопкового комбинезона синего цвета. С февраля 1941 года все службы CD выпускались с темно-синей боевой формой и брюками для мужчин и саржевой туникой с четырьмя карманами с брюками или юбкой для женщин. Всем участникам также были выданы шерстяные береты. Тем, кому не была выдана форма, будет выдана синяя нарукавная повязка с надписью «Гражданская оборона».

У всех членов ARP были специальные знаки отличия. С момента образования ARP до 1939 года значки изготавливались из чистого серебра, с отверстием для пуговицы в форме полумесяца для мужчин и брошкой в виде булавки для женщин. С 1940 г. значки изготавливались из недрагоценных металлов.

Большое внимание в Великобритании уделяется спасательной подготовке кадров в учебных заведениях, например, в Лондоне организован специальный колледж ГО.

Знак Гражданская оборона и его значение

В рамках месячника по гражданской обороне мы продолжаем рассказывать об интересных и малоизвестных фактах, моментах, нюансах из сферы гражданской обороны. И сегодня мы поговорим откуда взялась эмблема гражданской обороны и почему она выглядит именно так. Эмблему гражданской обороны придумал французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол, основатель Международной организации гражданской обороны. Современные геральдисты прочитывают смысловое содержание знака примерно так: оранжевый и голубой – резко контрастные цвета, которые разделяют гражданское население и воюющие стороны. Треугольник (символ постоянства) небесного цвета (символ покоя) – это и есть зона защиты и спасения людей и собственности. В настоящее время эта эмблема используется национальными службами стран-участниц международной организации гражданской обороны и государств, имеющих статус наблюдателя.

Работа в южных районах края продолжается

Специалисты КГКУ “Центр ГО и ЧС Красноярского края продолжают работу по проверке гидротехнических сооружений и последствий паводка 2021 года. Рабочая группа в общей сложности выезжала в 16 населенных пунктов Курагинского района, в том числе: в н.п. Курагино, Рощинский, Бугуртак, Жербатиха, Имисское, Гуляевка, Тюхтят, Пойлово, Ильинка, Алексеевка, Уральская, Поначево, Нижняя Быстрая, Знаменка, Курское, Березовское. Были осмотрены гидротехнические сооружения и места размывов дорожного полотна, вызванных весенним паводкам 2021 года. Завтра специалисты краевого ГО и ЧС отправятся с проверкой в Каратузский район.

Сбор информации. Специалисты краевого ГО и ЧС в южной группе районов

Рабочая группа в составе специалистов КГКУ «Центр ГО и ЧС Красноярского края» отправилась в южную группу районов для сбора информации о действиях администраций районов, направленных на ликвидацию последствий, вызванных паводком 2021 года.  В ходе проверки в Курагинском районе специалисты краевого ГО и ЧС провели осмотр двух водозащитных дамб в посёлке Курагино и места подтопления придомовых территорий. Специалисты рабочей группы отметили, что в одной из дамб не хватает водопропускных каналов для отвода воды. Кроме того, необходимо провести берегоукрепительные мероприятия у всех дамб.

На этой неделе представители краевого ГО и ЧС побывают и в Каратузском районе края, где также проведут тщательный осмотр ГТС. По итогам проверки будут подготовлены акты осмотра всех гидротехнических сооружений.

Проверка защитных сооружений

Специалисты КГКУ “Центр ГО и ЧС Красноярского края” совместно с представителями Общественного совета при Правительстве Красноярского края  провели обследование защитных  сооружений на территории Красноярска. Были осмотрены три бомбоубежища. По итогам проверки будут подготовлены предложения в Правительство Красноярского края на выделение средств по приведению в полную готовность защитных сооружений и перевод их в статус укрытия. Кстати, сейчас на балансе краевого ГО и ЧС числится 56 защитных сооружений, 54 из них в Красноярске и 2 в Ачинске.

“Завтра состоится выезд еще в три защитных сооружения, – говорит заместитель директора КГКУ “Центр ГО и ЧС Красноярского края” Наталья Григорьева. – Цель поездки – определить те сооружения, в которых мы в ближайшие три года будем проводить капитальный ремонт, чтобы в надлежащих условиях хранить средства индивидуальной защиты (противогазы) для населения города Красноярска”.

Сигналы гражданской обороны отработаны

Специалисты КГКУ “Центр ГО и ЧС Красноярского края” приняли участие в командно-штабной тренировке, которая прошла в рамках всероссийской тренировки по гражданской обороне. В ходе тренировки оперативные дежурные КГКУ отрабатывали с представителями Единых дежурно-диспетчерских служб районов края специальные сигналы гражданской обороны, следили за тем, прошел ли сигнал, был ли принят вовремя и проводили проверку работоспособности штатной аппаратуры по оповещению населения.

Система Гражданской обороны в разных странах мира: США.

В рамках месячника по гражданской обороне, мы будем знакомить вас с системой гражданской обороны разных стран мира. По сравнению с системами гражданской обороны других стран НАТО наиболее совершенной считается система гражданской обороны США. Американское военно-политическое руководство рассматривает её как составную часть стратегических сил страны.

До мировой войны

В Соединенных Штатах мало истории гражданской обороны до ХХ века. С древних времен в городах обычно строили стены и рвы для защиты от вторжений и заказывали патрули и дежурства, чтобы следить за опасностями, но такая деятельность традиционно не охватывалась термином «гражданская оборона». У США особенно не хватает усилий на раннем этапе гражданской обороны, потому что американская родина редко подвергалась угрозе серьезного нападения. Несмотря на эти соображения, все еще есть примеры того, что сегодня можно было бы считать гражданской обороной. Например, еще в 1692 году в деревне Бедфорд, штат Нью-Йорк, в штате находился наемный барабанщик, которому было предъявлено обвинение в том, что он играл в городской барабан в случае нападения коренных американцев – очень ранний предшественник завывающих сирен холодной войны.

Гражданская оборона США в качестве системы подготовки населения и экономики страны к ракетно-ядерной войне получила своё юридическое оформление в 1950 году, после принятия федерального закона о гражданской обороне, определившего её организационную структуру и задачи. На основании этого закона было создано федеральное управление гражданской обороны, начальник которого подчинялся непосредственно президенту. Главная задача гражданской обороны того времени заключалась в защите городов и промышленных центров от возможного массированного налёта авиации противника. Эта задача считается в настоящее время вспомогательной, поскольку появление ракетно-ядерного оружия поставило перед системой гражданской обороны новые, более важные задачи. 

Первая мировая война

Это была первая крупная тотальная война, которая потребовала участия и поддержки населения в целом. Стратегические бомбардировки во время Первой мировой войны привели к бомбардировкам дирижаблей и самолетов, в результате чего тысячи людей были ранены и погибли. 29 августа 1916 года организован Совет национальной обороны. Первая мировая война стала первым случаем, когда организованная гражданская оборона получила широкое распространение в Соединенных Штатах. Хотя гражданская оборона еще не достигла того масштаба и значимости, которые вскоре должны были достичь, многие из основных характеристик были заложены.

Вторая мировая война

Еще до нападения Совет национальной обороны был возобновлен президентом Рузвельтом и создал Отдел государственного и местного сотрудничества для дальнейшего содействия усилиям Совета. Таким образом, гражданская оборона Второй мировой войны началась в значительной степени как продолжение обороны Первой мировой войны.

Гражданский воздушный патруль поручил гражданским пилотам патрулировать побережье и границы и участвовать в поисково-спасательных миссиях по мере необходимости. Корпус гражданской обороны , управляемый ОКР, организовал около 10 миллионов добровольцев, которые обучились тушению пожаров, обеззараживанию после атак химическим оружием , оказанию первой помощи и другим обязанностям. Корпус наземных наблюдателей следил за самолетами противника.

Эти усилия не заменили тех видов гражданской обороны, которые имели место во время Первой мировой войны. Действительно, во время Второй мировой войны нормирование, переработка отходов и бдительность по борьбе с саботажниками стали еще шире, чем это было во время Первой мировой войны. I. Поскольку угроза воздушных налетов или вторжений в Соединенные Штаты казалась менее вероятной во время войны, упор на Корпус гражданской обороны, учения воздушных налетов и патрулирование границы снизился, но другие усилия продолжились. В отличие от окончания Первой мировой войны, США не отказались от всех своих усилий по гражданской обороне сразу после окончания Второй мировой войны. Вместо этого они продолжались после окончания войны и служили основой гражданской обороны в период холодной войны.

50-60 годы XX века и современность

В 1950 году Совет по ресурсам национальной безопасности создал 162-страничный документ с описанием типовой структуры гражданской обороны США. Названный профессионалами гражданской обороны «Синей книгой» из-за сплошной синей обложки, он стал образцом для законодательства и организации, которые возникли в течение следующих 40 лет.  Литература по гражданской обороне, такая как Выживание при атомной атаке , была обычным явлением в эпоху холодной войны.

В это время создавались фильмы, которые распространялись среди широкой публики. Например, «Утка и прикрытие». Там черепаха Берт выступал за то, чтобы дети «прикрывались», когда они «видят вспышку». В обучающем фильме призывали детей «встать на колени, повернувшись спиной к окну, с закрытыми глазами, заложив руки за спину». «Duck and Cover» также достигли аудитории через печатные СМИ и радиоволны. Это включало 14-минутную радиоадаптацию, 16-страничный буклет-раскраску и выпуск общенациональной газеты. Создатели мультфильма «были вынуждены осторожно выбирать свой путь через чересчур бойкие изображения ядерной войны, с одной стороны, и устрашающие описания, прописывающие истерию и панику, с другой». Таким образом, дети смогли адаптироваться к миру паники и смириться с существованием бомбы, а также научились готовиться к возможности ядерной катастрофы.

Другой образовательной программой, разработанной Федеральным управлением гражданской обороны, было «Выживание при атомной атаке». Созданный как в кино, так и в печати, «Выживание» дало американцам информацию о том, как подготовить себя и свои дома в случае ядерной атаки.

Образовательные мероприятия также были нацелены на женщин в форме таких кампаний, как «Бабушкина кладовая». В ее рамках обучали женщин подготовить дом так, чтобы он мог выдержать ядерный холокост. Этим женщинам было рекомендовано «подготовиться к возможности ядерной войны», предупредив их о «возможности повреждения систем водоснабжения, обрыва канализационных сетей, нагромождения мусора и нехватки еды и пресной воды после нападения». Женщин также учили руководить кухонными работами в первые несколько дней в убежищах в случае возникновения чрезвычайной ситуации, но им помогали подростки и маленькие дети, от которых ожидалось, что они будут добровольцами только в случае необходимости.

Кроме того, в школах преподавали курсы домоводства. Обучали учащихся тому, как строить и содержать убежища от радиоактивных осадков, основам приготовления и хранения пищи, безопасности и санитарии, уходу за детьми и уходу за больными и ранеными. Эти уроки были перенесены на реальные жизненные ожидания, где даже взрослые постоянно получали инструкции о том, как управлять домами и готовить свои семьи к ядерной атаке.

С 1962 года была подготовка населения по оказанию первой медицинской помощи и лечению больных и раненых в чрезвычайных ситуациях. Осуществлялась министерством здравоохранения под контролем управления гражданской готовности. Ежегодно подготовку проходили около 2 миллионов человек. Её цель: чтобы в каждой семье был человек, умеющий оказать медицинскую  помощь в условиях ЧС.

В 1963 году Федеральная комиссия по связи (FCC) создала систему экстренного вещания. EBS служила основной системой оповещения на протяжении эпохи межконтинентальных баллистических ракет холодной войны и вплоть до 1990-х годов.

В 60-е годы была предпринята попытка установить убежища от радиоактивных осадков по всей территории Соединенных Штатов. Некоторые из них даже располагались на верхних этажах небоскребов. Людей призвали строить их в пригородах вдали от ключевых объектов и учитывать потребности ядерной эпохи при строительстве домов и других построек.

Для обеспечения в условиях ЧС непрерывного руководства мероприятиями гражданской готовности в федеральном масштабе, на территории страны создаются командные пункты для штабов ГО. Предполагалось, что конструкция пунктов  обеспечивает защиту от ядерного взрыва. Также велись работы по защите пунктов от воздействия электромагнитного импульса. Это были подземные железобетонные сооружения, а иногда и дооборудованные подвальные помещения общественных зданий, имеющие автономные источники водоснабжения, энергообеспечения, вентиляционную систему, средства связи и оповещения, 14-дневные запасы топлива, продовольствия, воды и медикаментов. Известно, что было создано около 4000 таких командных пунктов.

После окончания холодной войны гражданская оборона вышла из употребления в Соединенных Штатах. Постепенно акцент на ядерной войне сместился к подходу «всех опасностей» Всеобъемлющего управления чрезвычайными ситуациями . Стихийные бедствия и появление новых угроз, таких как терроризм, вынудили переключить внимание с традиционной гражданской обороны на новые формы гражданской защиты, такие как управление чрезвычайными ситуациями и национальная безопасность.

P.S. В США созданная «Федеральная служба из действий в чрезвычайных условиях» (ФЕМА), которая непосредственно подчиняется президенту. 

В каждом штате есть консультативный совет по вопросам Гражданской обороны. На промышленных предприятиях, где 50 и больше работающих, создаются комитеты Гражданской обороны, которые возглавляют руководители этих предприятий.

В США нет специальных формирований Гражданской обороны. Для решения их задач привлекаются подразделы национальной гвардии и вооруженных сил, главным образом сухопутных.

Дорожная безопасность в осенний период

Специалисты КГКУ “Центр ГО и ЧС Красноярского края” напоминают жителям края основные правила безопасного поведения на дороге в осенний период. С приходом холодов не только автомобилисты должны приспосабливаться к изменившимся дорожным условиям, но и пешие участники дорожного движения.

Помните:

– перед выходом на проезжую часть необходимо обозначить свое намерение водителям. Внезапное появление человека на дороге может спровоцировать автоаварию, поскольку из-за мокрого дорожного покрытия или наледи у автомобиля значительно увеличивается тормозной путь;

– в осенний период световой день сокращается. Для того, чтобы быть ярче и заметнее на дороге, пешеходы должны снабдить свою одежду световозвращающими элементами;

– пересекая дорогу, опасно отвлекаться на телефон или наушники. Необходимо контролировать дорожную ситуацию, снять капюшон или убрать зонт таким образом, чтобы обзор не был ограничен.

Соблюдайте эти простые правила. Они помогут вам и избежать происшествий на автодорогах и не стать участником ДТП.