Система гражданской обороны в разных странах мира: Германия.

В рамках месячника по гражданской обороне продолжаем знакомить вас с системой гражданской обороны разных стран мира. И сегодня речь пойдёт о Германии. Среди европейских стран — Федеративная Республика Германии располагает наиболее развитой и всеобъемлющей системой гражданской обороны. Военно-политическое руководство ФРГ рассматривает её как составную часть общих военных мероприятий по подготовке страны к войне с применением ракетно-ядерного оружия и других средств массового поражения. В «Белой книге по вопросам гражданской обороны ФРГ», опубликованной министерством внутренних дел в 1972 году, подчёркивается, что «действенность политики устрашения обеспечивается как военной боеготовностью, так и соответствующими усилиями в области гражданской обороны». В ФРГ ГО получила своё правовое оформление в октябре 1957 года, когда был принят «Первый закон о мероприятиях по защите гражданского населения». Однако осуществление мероприятий в области гражданской обороны практически началось с момента образования Федеративной Республики Германии (сентябрь 1949 года). В июле 1955 года правительство ФРГ одобрило «Временную программу противовоздушной обороны», которая впоследствии легла в основу первого закона о гражданской обороне. Эта программа была составлена с учётом опыта второй мировой войны, новых средств вооружённой борьбы и систем ГО в других странах. В ней, в частности, отмечалось, что в основу всех мероприятий в области гражданской обороны должно быть положено, прежде всего, строительство достаточного количества защитных сооружений, а также хорошо организованная самозащита населения. В программу входили также подготовка населения к защите от возможного воздушного нападения вероятного противника; создание эффективной службы предупреждения и оповещения ПВО в условиях применения современных видов оружия; создание, оснащение и обучение органов вспомогательной службы ПВО; накопление запасов медикаментов для населения на случай войны.

Важное место в системе гражданской обороны отводится вопросу взаимодействия с вооружёнными силами и оказания им необходимой помощи. По мнению западногерманских военных специалистов, вооружённые силы смогут выполнить свои задачи лишь в том случае, если органы гражданской обороны будут содействовать повышению их боеспособности и обеспечивать им оперативную свободу действий. В Белой книге прямо указывается, что «большинство мероприятии гражданской обороны проводится непосредственно в интересах вооружённых сил страны». В случае военного конфликта вооружённым силам потребуется дополнительный контингент личного состава и материально-технические средства (продовольствие, горюче-смазочные материалы, запасные части, транспортные средства и т. п.). Органы гражданской обороны, по мнению специалистов бундесвера, могут оказать помощь вооружённым силам по учёту, отбору и выделению людских ресурсов и материальных средств. В мирное время взаимодействие этих органов с вооружёнными силами страны отрабатывается в ходе совместно проводимых учений.


Руководство органами гражданской обороны ФРГ осуществляется по административно-территориальному принципу. Практически каждая из десяти земель страны является округом ГО. Под непосредственным руководством и контролем управления гражданской обороны в ФРГ функционирует ряд организаций и добровольных обществ и союзов, самым тесным образом связанных с прямым выполнением задач по гражданской обороне. К ним прежде всего относятся: федеральное управление защиты гражданского населения, добровольная организация — техническая вспомогательная служба (ТВС), федеральный союз самозащиты, добровольное общество пожарной охраны, Общество Красного Креста и другие.

Федеральное управление защиты гражданского населения создано и подчинено федеральному министру внутренних дел в декабре 1958 года с местом пребывания в г. Бад-Годесберг (земля Северный Рейн-Вестфалия). В тесном контакте с федеральным управлением защиты гражданского населения работает техническая вспомогательная служба, созданная в 1953 году для ведения работ по защите от катастроф и стихийных бедствий. Служба комплектуется в основном из добровольцев.
Высшим органом федерального союза самозащиты является главное федеральное бюро в Кёльне, которому подчинены десять земельных бюро. Союз, по данным западногерманской печати, имеет 396 бюро, из них 135 возглавляются штатными работниками, остальные 261 —добровольцами-общественниками, которым оказывают помощь в работе штатные работники союза.
В общинах, где нет бюро союза самозащиты, имеются уполномоченные союза.
Для подготовки высшего звена руководящих работников союза имеется федеральная школа. Кроме того, пять земельных бюро (Бавария, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн) располагают своими школами, которые осуществляют подготовку членов союза всех земель. В распоряжении этих бюро находятся передвижные учебные пункты и школы, а также выставки по вопросам организации защиты населения.

Система оповещения и предупреждения. Эта система начала создаваться в 1955 году после одобрения федеральным правительством её предварительной программы и получила своё окончательное оформление в 1957 году с принятием первого закона об организации ГО. Территория ФРГ разделена на десять округов оповещения. Каждый округ имеет свой центр оповещения. Центры оповещения оборудованы в защитных подземных сооружениях, которые размещаются за пределами крупных населённых пунктов и других вероятных объектов — целей ядерного удара. Они снабжены необходимыми средствами жизнеобеспечения (фильтровентиляционным оборудованием, источниками электроэнергии, средствами связи), а также достаточными запасами продовольствия и медикаментов для поддержания их деятельности в автономном режиме в течение длительного времени. Для оценки радиационной, биологической и химической обстановки на территории каждого округа оповещения создано четыре-пять пунктов сбора и обработки данных. Основным средством предупреждения населения служат сирены пневматического и электрического действия. По сведениям иностранной печати, на территории ФРГ в сети оповещения к настоящему времени установлено свыше 60 тыс. сирен (из них более 220 повышенной мощности), которые размещаются на крышах домов и специально сооружённых для них мачтах (вышках). Их общее количество планируется довести до 82 тыс., среди них около 500 повышенной мощности. В случае крайней необходимости начальник центра оповещения для объявления тревоги может использовать радиосеть.  

Основным средством защиты населения в системе гражданской обороны считаются противорадиационные укрытия и убежища с «усиленной степенью защиты». Любые другие мероприятия, как отмечается в Белой книге, не смогут заменить этих защитных мер по сокращению людских потерь. Создание системы защитных сооружений для населения осуществляется по двум направлениям: строительство частных укрытий и сооружение общественных убежищ.
Возведение убежищ с полной степенью защиты, по мнению западногерманских специалистов, является нецелесообразным прежде всего по финансовым соображениям, поскольку для их строительства требуются значительные средства. Так называемые сооружения двойного назначения — соответствующим образом оборудованные подземные гаражи, станции метрополитена и другие подобные сооружения — в мирное время используются по своему прямому назначению, а в военное время будут служить укрытиями для гражданского населения. Происходит реконструкция бомбоубежищ, оставшихся после второй мировой войны.

Обучение и пропаганд. Закон обязывает владельцев предприятий, рабочих и служащих принимать меры коллективной самозащиты на предприятиях. Законом предусматривается обязательное обучение всех лиц, участвующих в службе самозащиты: в жилых районах при начальном обучении — 10 ч, при повторном (через три года) — по 5 ч в год; на предприятиях дополнительно — 10 ч; для подразделений самозащиты — до 50 ч. Кроме того, в жилых районах и на предприятиях в нерабочее время проводятся учения по самозащите (5 ч в год). Лица, принимающие участие в мероприятиях по самозащите, освобождаются на этот период от работы (службы) с полным сохранением зарплаты по месту работы.
В пропаганде гражданской обороны среди населения ведущее место отводится прессе, радио и телевидению. В западногерманских газетах подробно освещается деятельность организаций и союзов в системе гражданской обороны, публикуются статьи и выступления представителей федерального правительства и местных властей, печатаются объявления о проведении различных выставок и семинаров по вопросам гражданской обороны.